Безопасны ли полеты на параплане?

Параплан прочно занял свое место в сердцах любителей авиационного спорта: он легкий, маневренный и дарит непередаваемые ощущения от полета и самого процесса управления. И если еще каких-то пятнадцать-двадцать лет назад СЛА (сверхлегкие летательные аппараты) интересовали только отчаянных и бесстрашных энтузиастов, теперь это дело доступное, если не сказать — привычное.

Более того, авиационный спорт перестал быть уделом узкого круга «фанатиков», легкость и простота параплана позволила летать даже детям — отрасль, что называется, «помолодела». Вот только при таком массовом характере интерес к СЛА закономерно рождает вопрос: безопасно ли это?

В этой статье разберемся, как сделать знакомство с небом захватывающим приключением, а не страшным происшествием, от чего зависит успех полета и что может пойти не так. Мечтаете освоить параплан? Ниже информация именно для вас.

Обманчивая простота

Параплан обладает довольно простой конструкцией, он легкий и хорошо маневрирует. Его особенность в том, что при идеальных метеоусловиях с управлением без проблем справится даже новичок. Но! В том-то и шутка, что погода — дама капризная и переменчивая. Даже легкий ветер, несколько облаков, небольшой туман — и вот вы уже не контролируете свое воздушное транспортное средство.

Все ли так страшно? Отнюдь нет. Серьезно ли? Именно! Известный своим огромным стажем «в небе» дельтапланерист Евгений Табакеев вспоминал показательный случай: в Швейцарии приблизительно в 1995 году страховщики резко повысили ставки для приобретающих страховку парапланеристов. Дошло до того, что стоимость ее выросла в 10–12 раз. А все из-за резкого роста травматизма.

Было ли дело в самих парапланах? Конечно же нет. Просто спорт стал приобретать массовый характер, в небо отправлялись сорвиголовы, не изучившие летательный аппарат. Вот и результат. Это был лишь сигнал к тому, что отношение к инструктажу и технике безопасности пора пересмотреть. Что и было сделано.

Неудачный полет — лишь следствие непонимания серьезности мероприятия, недостаточной подготовки. С небом нужно быть «на вы» — правило номер один.

Прежде чем летать, учитесь падать

Как уже было сказано выше, параплан крайне чувствителен к любым нюансам погоды. Чуть набежавшее облачко, поднявшийся или изменивший курс ветер — и вы чувствуете, как аппарат неумолимо швыряет из стороны в сторону, вас несет на склон, не получается быстро расправить купол. И вот красивая «птица», казавшаяся непобедимой, уже висит, как промокшая тряпка.

Из этого исходит и следующий пункт — травмы случаются в подавляющем большинстве случаев не в воздухе, а на земле. Любой полет всегда заканчивается приземлением. И от того, будет ли оно мягким, плавным или быстрым, смазанным, зависит и сохранность самого пилота. Его готовность к «встрече» с землей — залог нормального исхода полета.

Два важнейших аспекта:

  1. Умение падать.
  2. Одежда пилота.

На них и остановимся подробнее.

Что касается первого, показателен опыт 1980-х годов, когда клубная культура полетов была особенно сильна, и к управлению парапланами допускались только их члены, хорошо натренированные и сдавшие своего рода экзамены. Перед началом каждого летного дня все участники выхода сдавали нормативы по падению. Не освобождались даже командиры. Успешная сдача была ключевым элементом получения допуска к полету.

Нужно было уметь группироваться — и не просто выучить, а повторять снова и снова, чтобы умение это оставалось на уровне базового, подсознательного. Многих дельтапланеристов это не раз выручало.

Немыслим был и выход на стартовую площадку без полной экипировки. Состояла она из прочных куртки и брюк, шлема, грубых ботинок. Ведь в обычной одежде, даже правильно сгруппировавшись, вы все равно получите травмы — как минимум поверхностные, на коже.

Нормы и правила — не для проформы

Те, кто стоял у истоков отечественного летного спорта, дельтапланеризма и парапланеризма еще в «советские» времена, помнят, насколько строго контролировались полеты. Пилоты СЛА в большинстве своем выходили в небо, только будучи членами летных клубов. При этом все эти ассоциации, в свою очередь, держали отчет перед «ДОСААФ». Им финансировались сборы и тренировки, закупка оборудования.

Хотя с этим были проблемы, стоит отметить справедливости ради. Просто так пойти и купить нужные материалы было чем-то из области фантастики. Приходилось договариваться, искать, «доставать». Впрочем, как и многое другое в те времена, не связанное с хобби и увлечениями, а просто нужное в повседневной жизни. Тем не менее порядок в воздухе был делом обычным и рутинным, никому и в голову не приходило «ходить в самоволку».

Теперь времена иные — материалов для изготовления крыльев сколько угодно, были бы деньги на них. А вот централизованное финансирование летных клубов давно кануло в лету. И выживают некоторые из них как могут, в том числе и при помощи «продажи» полетов аматорам.

И если обучение «за деньги» становится основной целью — быть беде. Потому что когда нужно поскорее выпустить в небо и получить доход, когда клиенту хочется «получить кайф» от полета поскорее, а не тосковать на скучных занятиях по подготовке, начинается хаос. Ведь тот самый мечтатель просто уйдет к другому инструктору, который гарантирует быстрый и легкий старт без нудной теории. Вот и приходится бороться за клиентов.

Поэтому главное правило для новичка в полетах на параплане — не искать, где пообещают все сделать легко и просто. Найти нужно тех, кто гарантирует, что сделает все необходимое, чтобы ваш полет прошел по правилам и был по-настоящему безопасным. Вам нужны те, кто не выпустит вас лететь, даже если погода изменилась, лишь бы получить свой доход. Да, времена тех самых «советских» летных клубов закончились, но наследие их живет и сегодня.

Параплан — не аттракцион

С опаской стоит относиться к тем, кто преподносит параплан как веселое развлекательное мероприятие «для крутых парней». Любой выход в небо — это риск. В наших силах минимизировать его настолько, чтобы действительно с уверенностью сказать: это безопасною.

Особенно опасны ситуации, когда полеты происходят примерно по такому сценарию:

  • инструктор, чтобы не тратить зря время, сам поднимает купол, разгоняет параплан и «запускает» клиента;
  • перед этим, конечно же, проверяет, чтобы погода была такая, что не придраться, лишь бы проблем не возникло и в живых остались и «пилот», и аппарат;
  • клиент получает порцию адреналина и уверенность, что он освоил параплан.

Инструктор получает свой заработок и хвалит клиента, тот, мол, молодец — настоящий пилот. А он и рад поверить — покупает себе параплан и отправляется в свободное плавание. Здесь и кроется самая большая опасность. Ведь учиться летать — дело не на полчаса.

В летных кругах есть поговорка: «хуже всего в авиации — бесстрашный курсант». Справедлива она для любого вида воздушного спорта, а для парапланов — особенно. Излишняя самоуверенность чревата непредсказуемыми последствиями. Капризы погоды, неизвестная местность, неполадки с оборудованием, неготовность к падению — и вот трагедии уже не избежать.

Говорят, правила пишутся кровью. И это, к сожалению, правда. Поэтому избегайте излишней безалаберности. Не верьте, когда обещают отправить в полет в день обращения. Не слушайте, если (не дай бог) скажут, что шлем не обязателен.

Большая часть травм происходит из-за незнания возможных опасностей и неумения падать. Поэтому:

  • всегда будьте в полной экипировке;
  • учитесь правильно падать и постоянно тренируйте это умение;
  • ознакомьтесь со всеми возможными ситуациями в небе;
  • изучите аппарат «от и до».

А главное — найдите тех, кто все это расскажет и покажет. Грамотный и ответственный проводник в мир летательного спорта нужен больше всего остального!