Держи меня крепче: все, что вы хотели знать о прыжках с парашютом в тандеме (и не только)

Когда-то люди только мечтали о том, чтобы летать, как птицы. Теперь ощутить, что же это такое — свободный полет, может каждый, у кого достаточно смелости, чтобы прыгнуть с парашютом. Дело это хоть весьма распространенное, но все же не лишенное рисков. Поэтому прежде, чем решиться на такой экстрим, обязательно стоит узнать все детали прыжка. Новичкам обычно рекомендуют прыгать вместе с инструктором.

Как это происходит? Безопасны ли прыжки с парашютом? Кому можно, а кому — нет? Как подготовиться и что учесть? Предлагаем вам узнать все нюансы от опытных инструкторов, спортсменов, членов нашего авиационного клуба.

То, от чего нельзя отказаться

По наблюдениям многих инструкторов и тренеров, в профессиональный спорт редко приходят осознанно. Просто иногда первый, часто и вовсе случайный, за компанию или «на слабо» прыжок становится таким ярким впечатлением, что за новой дозой адреналина хочется приходить снова и снова.

Так, например, случилось с мастером спорта, чемпионом мира по прыжкам с парашютом Игорем Пугачевым. В своих интервью он рассказывал, что впервые прыгнул совсем юношей — в 14 лет. Просто составил компанию другу, а оказалось — выбрал свой уникальный и весьма успешный жизненный путь. Он начал заниматься в родной Чите, затем переехал в Москву. Через девять лет после первого знакомства с небом он стал мастером спорта.

Бывало всякое — и нераскрывшийся парашют, и запутавшиеся стропы, и еще немало волнительных и непредсказуемых препятствий. Но отказаться от прыжков он даже не думал — настолько это затягивает. Без такой встряски и адреналинового заряда жить как прежде уже не получается.

Немного о страхе и тандемах

Парашютисты со стажем сходятся во мнении, что первый прыжок не самый страшный. Да, волнительный, но ты еще не знаешь, чего ожидать. Сложнее преодолеть себя на второй, третий, четвертый раз. Тот, кто это сделает, скорее всего, уже не расстанется с этим увлечением.

Больше везет тем, кто прыгает в тандеме. Чаще всего узнать вкус полета можно прямо в день обращения — иногда для этого даже нужно выждать очередь. Слишком серьезной подготовки не нужно, ведь основную часть работы делает инструктор. Новичку объяснят базовые правила поведения и, конечно же, оценят состояние здоровья.

Очень боитесь, но парашют так и манит? Выбирайте тандем, и поскорее — не тратьте времени на сомнения. Это самый безопасный способ полетать — по статистике. происшествия практически не случаются с тандемами. Трагедии — дело очень и очень редкое по всему миру.

Почему так? На это есть несколько причин. Самые весомые:

  1. К тандемам допускают только самых опытных инструкторов, которые имеют много спортивных прыжком за плечами (не менее 1000) и знают все тонкости процесса.
  2. Сама техника приземления в тандеме такова, что скорость снижается практически до нуля. Снижение очень плавное, а все проблемы, как известно, происходят не во время полета, а при приземлении.
  3. Высота обычно составляет не более 400 м, сам прыжок длится около 5 минут, свободное падение — примерно 50 секунд.

С самыми опытными и «маститыми» парашютистами в тандеме прыгают даже люди с ограниченными физическими возможностями — и это говорит само за себя. Полетать могут даже те, кто имеет такую проблему, как лишний вес. Правда, вполне возможно, что придется доплачивать за свою «неформатность» — это усложняет работу инструктору. Чаще доплата начинает действовать для тех, чей вес перевалил за отметку в 100 кг.

Так что просто расслабьтесь и наслаждайтесь — это короткое, но незабываемое приключение оставит след в вашей душе навсегда. Обязательное условие одно — слушать инструктора и следовать его требованиям неукоснительно, чтобы ни случилось, не поддавая его слова сомнениям, не споря и не задавая лишних вопросов в небе. Все нюансы выясняем на земле — это строгое правило.

Следующий шаг

Если вы почувствовали, что парашютный спорт — определенно ваше занятие, рано или поздно станет вопрос о самостоятельном прыжке. И вот после ряда успешных выходов вы точно задумаетесь о том, чтобы делать это самостоятельно.

Да, парашют требует затрат, и если адреналин от полета хочется получать снова и снова, да еще почаще, поневоле задумаешься о «свободном плавании». Тогда нужно будет пройти курс обучения и получить лицензию. Обязательно придется предоставить справку о состоянии здоровья — тут уже не все так демократично, как в случае с тандемами. Медкомиссия в целом похожа на ту, что проходят при получении водительских прав.

Программы обучения могут отличаться в зависимости от места проведения, но в целом все проходит по похожей схеме:

  • теоретическая часть с отработкой на тренажерах;
  • первый прыжок в тандеме с открытием парашюта студентом;
  • самостоятельный выход в небо в сопровождении инструктора;
  • полностью сольный прыжок.

Интенсивный курс иногда можно пройти всего за несколько дней. Специалисты оценят, насколько хорошо вы справляетесь — и физически, и эмоционально. Если не получается, лицензию не дадут, не смотря на оплаченное обучение. Безопасность всегда превыше всего остального — это аксиома.

Как правило, обучение стоит недешево, несколько десятков тысяч рублей, но это выгодная инвестиция для тех, кто планирует прыгать часто. Выйдет все равно экономичнее, чем постоянно обращаться к инструкторам.

Несколько общих правил

В подготовке к полету не бывает мелочей. Помимо серьезного отношения к теоретической части, не забудьте обратить внимание на экипировку. Никаких свисающих элементов вроде капюшона или декоративных элементов быть не должно. Украшения и часы оставьте на земле. Даже если очень жарко, наряд придется выбрать закрытый — с длинными рукавами и штанинами. Если полетите в тандеме, можете обуть кроссовки, если самостоятельно — берцы. Остальное дадут в аэроклубе — комбинезон, специальный шлем, перчатки и очки.

К самым распространенным ограничениям относятся:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • беременность;
  • детский возраст (разные клубы имеют разные ограничения, в среднем до 8–10 лет);
  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • низкий (до 45 кг) или высокий (до 120 кг) вес.

Хотя даже если вы входите в одну из перечисленных категорий, это не значит, что шансов на полет нет. Каждый случай нужно обсуждать индивидуально.

Безопасность парашютного спорта находится на высоком уровне — по статистике, на 1000 самостоятельных прыжков приходится 3 случая, когда парашют не раскрывается. И это не значит, что ситуация катастрофическая — нужно знать, как вести себя, чтобы приземлиться без травмы. Научат этому только в хорошем авиаклубе, где работают профессиональные инструкторы.