Прыжок с парашютом: история первого опыта

Ощутить настоящую свободу, узнать, что же такое свободный полёт, – заветная мечта тех, кто приходит к нам в аэроклуб. Но преодолеть страх и волнение перед первым прыжком бывает непросто. И это совершенно нормально, в той или иной степени все мы испытываем смесь ужаса и восторга. Возможно, это одна из самых важных составляющих того невероятного чувства эйфории, которое охватывает нас в полёте. А уж первый прыжок с парашютом дарит впечатление ни с чем больше не сравнимое.

Специально для тех, кто хочет, но боится, мечтает, но сомневается, мы попросили одного из наших постоянных гостей рассказать о самом первом своём опыте прыжка с парашютом. И пусть его текст ответит на ваши вопросы, развеет сомнения и придаст уверенности – всё получится!

Далее – рассказ от первого лица.

Как я открыл для себя небо

Есть те, кто долго и упорно мечтают прыгнуть, готовятся, сомневаются, думают. Я же просто поддался запалу друзей – их идея прыгнуть быстро меня увлекла, противопоказаний никаких не нашлось, так что долго взвешивать за и против я не стал. Они уже подыскали аэроклуб – по отзывам, выбор пал на питерский «Авиадух». И даже день назначили. Как сейчас помню – это была пятница, 14 сентября 2018 года. Хорошо хоть не 13-е, подумал я.

Когда дошло до дела, оказалось, что услуги у аэроклуба разнообразные – летать можно в тандеме, самостоятельно и даже снимать это на видео. Есть и обучающий курс. Конечно, первый прыжок с парашютом с инструктором был единственно верным выбором.

После того как была назначена площадка для старта (аэродром Коркина), все подробности утрясены, вопросы заданы, а ответы получены, началось самое утомительное – отсчитывать дни до прыжка. Тянулись они почему-то очень медленно.

Перед долгожданной пятницей, правда, был ещё четверг – день инструктажа и «бумажных дел». Обязательно нужно было взять с собой документ, удостоверяющий личность. За технику безопасности мы расписывались, но не так, как в школе, для галочки, а по-настоящему. Каждого проверили на понимание всех нюансов. Без этого в небо дорога закрыта.

Подробный инструктаж

Первый прыжок с парашютом, даже если он в тандеме с инструктором, требует очень серьёзной подготовки. «Новобранцев» инструктируют особенно тщательно – важна каждая деталь. Первая тренировка – это не просто лекция. Всё показывают на практике. Для этого в аэроклубе есть специальное место с тренажёрами-имитаторами, точнее, подвесными системами.

Кстати, некоторые парашютисты тренируются летать в аэротрубе – это более простой способ ощутить полёт и подготовиться к тому, что ждёт тебя в небе.

На инструктаже мы репетировали всё – постановку ноги на выходе из самолёта (левую нужно ставить в левый угол, на полступни за борт), позиции рук (левая на левой лямке парашюта, правая поверх левой, и так, пока купол не раскроется) и даже взгляд. Оказывается, смотреть нужно не вниз или вверх, а строго на инструктора в самолёте. Когда звучит команда «Пошёл!», время оттолкнуться, сгруппироваться и считать: 521, 522, 523.

Про парашют

У «Авиадуха» есть много разных моделей, но новичкам чаще всего предлагают Д-1-5у. У него есть специальный трос, который крепится к ещё одному внутри вертолёта. Как только счёт прыгнувшего доходит до 523, он натягивается достаточно, чтобы раскрылся купол. Получается всё автоматически, и за кольцо дёргать не нужно.

Это, кстати, отличная задумка, потому что страх не вовремя или неправильно дёрнуть это самое кольцо – один из популярнейших среди начинающих и любителей.

Правила поведения в полёте и приземление

Я, честно говоря, думал, что буду просто падать, и всё. На деле в воздухе происходит ещё много важного и интересного. Парашютом нужно управлять. Для этого есть специальные рычаги – клеванты. Обращаться с ними учит инструктор. Делать это несложно – просто тянешь клеванту с нужной стороны вниз до прямой руки. Полностью повернуться можно примерно за 18 секунд.

Лететь к земле нужно против ветра. А как узнать, в какую сторону? Для этого на земле выкладывают огромный указатель – стрелку. Куда она показывает, туда и поворачиваем парашют.

Правильно упасть на землю – тоже целое искусство. Ноги необходимо чуть присогнуть, стопы направить к земле, а мышцы напрячь. Кстати, пытаться устоять во что бы то ни стало – ошибка. Лучше падать вместе с куполом на одну сторону – целее будешь.

Форс-мажор

Далее пришлось погрузиться в кошмар любого начинающего парашютиста – порядок действий при частичном или полном нераскрытии парашюта. Да, такое практически не случается, в самом «Авиадухе» так вообще не бывало, но знать, как действовать, всё равно нужно.

Среди других нестандартных ситуаций – падение на провода, деревья, воду, столкновение с другими прыгнувшими. Хотя эта часть обучения – всего лишь дань технике безопасности, отнеслись к этому серьёзно. Каждого заставили сдать мини-экзамен, и только после этого дали добро лететь.

День Х

В назначенный день волнение было, но, скорее, праздничное – после тренировки прыжок уже не казался авантюрой, а ощущался как долгожданное приключение. Оделись мы, как и просили, в закрытую одежду, удобную, с длинными рукавами, плотно сидящую. Обувь выбрали с толстой подошвой.

С нами прыгало ещё около двух десятков человек. Всех осмотрели на предмет самочувствия – измерили пульс, давление. Дальше нас разделили на группы и показали, как пакуют парашюты. Закрепляли их на нас инструкторы, чтобы всё точно прошло «без сучка, без задоринки». Проверяли все крепления очень тщательно и даже не по одному разу.

Перед посадкой, уже в снаряжении, нам снова провели инструктаж. И вот настал самый волнительный момент – посадка в самолёт. Вот когда приходит ощущение, что это действительно происходит! Сейчас ты поднимешься выше облаков и будешь оттуда лететь к земле.

Рассаживали нас по весу. Оказывается, первыми выходят не самые смелые, а самые лёгкие. Усевшись, мы должны были только дождаться, пока прикрепятся все тросики, и мы, наконец, взлетим.

На борту

Для меня день был, вообще, полон открытий – я не просто впервые собрался прыгнуть с парашютом, но и летал в самолёте тоже в первый раз. Впечатление, уверен, более яркое, чем у многих. Дверь-то открыта!

Поднялись мы на 600 м. Это высота прыжка, о чём нас оповестила специальная сирена. Инструктор указал первых трёх прыгунов, и они подошли к двери в ожидании команды тренера. А затем по очереди просто растворились где-то в небе.

Я оказался далеко не самым лёгким в команде, поэтому впереди прошло шесть человек. В своей тройке я был третьим, что меня очень радовало, откровенно говоря. К моменту, когда прозвучала вторая сирена, страх всё-таки дал о себе знать.

Но что такое настоящее волнение я понял, когда в воздухе растворился второй из нашей очереди.

Прыжок и полёт

Наверное, секунда «до» вмещает в себя самый невероятный микс эмоций. Но разум как никогда ясен. Левая нога в левом углу, правая ладонь на левой руке, сигнал инструктора, и вот вертолёт остался позади.

Ищу глазами стрелку, поворачиваюсь по ней. Спокойно. Какая непередаваемая красота! Думаю: и чего боялся? Скорость полёта к земле была около 5 м/с. Казалось, всё произошло одновременно, очень быстро, но длилось так долго.

Приземление

Пришло время приземляться. Вспоминаю всё, чему нас учили, правильно группируюсь. Но смотрю не на горизонт, как надо, а под ноги. Касаюсь земли. Мягко! И даже не падаю. А ожидал худшего!

Первое, что я сказал ребятам, – «хочу ещё». Мысли были только о том, когда же получится повторить это приключение. Но до следующего сезона оставалось ещё несколько месяцев. Вернулись мы в следующий раз почти тем же составом. И ещё не раз.