Самые знаковые военные вертолеты в истории вертолетостроения

Январь 1942 года — памятный в истории авиастроения СССР. Тогда вертолет Сикорского первый раз поднялся в небо. Случилось это 13 января. Это первый во всем мире летательный аппарат, созданный для военной отрасли. Притом работа над его конструированием известным ученым, а по совместительству и непосредственно авиаконструктором Игорем Сикорским, была начата еще во времена дореволюционной России. Но реализовать все планы у него получилось, лишь эмигрировав в Соединенные Штаты.

Топ-10 знаковых моделей

Вертолеты СССР — это отдельная глава в истории великого государства, которого больше нет на карте мира. В свое время страна считалась одним из лидеров в авиастроительстве, и не зря. За годы существования были разработаны десятки моделей летательных аппаратов. А некоторые из них оказались знаковыми для мирового вертолетостроения и вошли в ТОП-10:

  1. «Сикорский R-4».
  2. МИ-1.
  3. МИ-8.
  4. КА-31.
  5. КА-50.
  6. МИ-26.
  7. «Сикорский UH-60».
  8. «Боинг AH-64 Apache».
  9. «Хьюи».
  10. МИ-24.

Познакомимся с каждой моделью ближе, заодно разберемся, чем же они заслужили статус знаковых для мирового вертолетостроения.

Sikorsky R-4 — универсальная многоцелевая машина

Самый первый вертолет киевского конструктора И. Сикорского (это была модель VS-300) покорил небо в 1939 г. Притом пилотировал эту машину сам создатель. Дизайн и внешний вид у нее был простой, даже отсутствовала обшивка на фюзеляже. Мотор у VS-300 стоял «Лайоминг», мощность которого составляла всего 65 лошадок. Этот вертолет тяжело поддавался управлению, мешали сильные вибрации, вследствие чего и продержался в полете буквально пару секунд. Однако Сикорского такое положение дел не смутило.

В 1942 г. он представил публике свою новую машину — R-4. Этот вертолет брал разгон до 120 км/ч, мог преодолевать 180 км пути, поднимался и набирал высоту до 3650 м (с 1 пилотом, 2800 м — с 2 членами экипажа). Главное назначение «Ховерфлай» заключалось в участии в спасательных операциях.

Sikorsky R-4 стоял на вооружении армии Соединенных Штатов, а уже с 1945 г. его взяли и в Великобританию. Более того, его задействовали на Аляске и в Мьянме (тогда Бирме) во времена войны. Задачей R-4 было обеспечение продвижения военных отрядов в условиях джунглей. Его также использовали для доставки груза, эвакуации раненных.

МИ-1 — пионер вертолетостроения СССР

Эти машины также самые первые стали выпускаться серийно. По техническим параметрам МИ-1 — военный вертолет, однако он широко эксплуатировался в народном хозяйстве, на службе в ВВС СССР.

Выпускали МИ-1 в нескольких городах: Оренбург (с 1954 г.), Ростов (начало производства с 1957), потом лицензию на изготовление выкупила Польша. Всего построили свыше 2500 единиц техники. Интересно, что на счету МИ-1 более 20 (а точнее — 27) мировых рекордов, среди которых показатель:

  • наивысшей скорости — «выжал» 141,39 км/ч;
  • дальности полета —1654,5 км;
  • набор высоты — 6,7 км.

Этот русский вертолет и сегодня широко распространен и эксплуатируется во многих государствах по всему миру.

Лидер по популярности — МИ-8

Это тот случай, когда советский вертолет не просто удивил, а получил статус настоящей сенсации. Выпуск МИ-8 начался в 1965 г., хотя история зародилась раньше — под конец 50-х. Тогда Хрущев предложил известному авиаконструктору М. Милю отправиться в Штаты с целью закупки нескольких вертолетов Сикорского, осмотреть принципы производства.

Среди особенностей МИ-8, которые и сделали его сенсацией:

  • 2 двигателя (по 1500) с компрессором на 12 ступеней. Если один из них в процессе полета отказывал, то движение полностью обеспечивал второй;
  • грузоподъемность. Салон вмещает три члена экипажа и еще 24 десантника или 28 пассажиров;
  • скорость — способен наращивать ее до 225 км/ч.

Презентация широкой публике состоялась в 1965 г. в Ле-Бурже. За всю историю существования модели выпустили свыше 12 000 единиц техники в разных модификациях.

Вертолет, которому нет аналогов

КА-31 впервые взлетел в 1986 г. Главной его особенностью был радиолокационный дозор. КА-31 отличается многофункциональностью. Его можно использовать, как в качестве сухопутной боевой машины для противовоздушной обороны, так и базировать на военных кораблях.

В оснащении этого летательного аппарата имеется комплекс радиоэлектроники. За счет него вертолет получил важные опции:

  • возможность автоматизированного полета по запрограммированному ранее маршруту в любую погоду, независимо от климатических условий;
  • функцию обнаружения и взятия на автосопровождение до двух десятков целей;
  • способность передачи информации по каналу с телекодированием.

По боевым параметрам КА-31 не имеет равных аналогов во всем мире. Он может даже выявлять цели класса «самолет-вертолет» и видит их на предельно малых высотах и дальних рубежах. Его можно использовать при обнаружении надводных военных плавсредств, команд сопровождения. Вариация КА-31 предназначена для установки на корабле. Он способен обеспечивать защиту от воздушных атак, в т. ч. и против боевых суден вне покрытия ДРЛО или береговых радиолокационных станций.

В наши дни КА-31 используют для вооружения два государства: Индия и Российская Федерация.

Черная акула

Так называется советский вертолет — КА-50. Впервые опытная версия покорила небо в 1982 г. Это первый вертолет России и даже во всем мире, в котором установлено катапультируемое сиденье. Оно обеспечивает пилоту возможность спасения в любом режиме полета.

Безопасности экипажа уделено особое внимание. Кабина КА-50 полностью бронированная. Для ее обшивки используются плиты из металла, их общая масса — более 300 кг. Опытным путем было определено, что они обеспечивают защиту даже от пуль и осколков снарядов (калибр 12,7 и 20 мм соответственно).

Тестировали военный вертолет в условиях строгой секретности, поблизости Москвы. Чтоб отвести лишний интерес у любопытной публики, создатели замаскировали боевой аппарат под транспортный. Для этого они изменили немного оформление фюзеляжа (дорисовали краской иллюминаторы и двери).

Боевое крещение для «Черной акулы» состоялось в Чечне. Зимой 2001 года КА-50 был задействован в военной антитеррористической операции. Важными функциями летательного аппарата являются возможность выполнения боевых функций в экстремально сложных горных условиях и отличная маневренность.

МИ-26 — крупнейший в мире

Это летательный аппарат многофункционального транспортного назначения, который используют как в военных целях, так и гражданскими авиалиниями. МИ-26 — самый большой вертолет России. Более того, он является крупнейшим на сегодняшний день в мире. Впервые он взлетел в 1977 г.

Этот вертолет может поднимать около 20 т груза, который берет на борт грузового отделения и внешнюю подвеску. Также для тяжелого багажа установлена лебедка. Она способна поднимать до 500 кг. Летательный аппарат вмещает 82 человека военного десанта, до 60 ед. носилок с ранеными. Развивает максимальную скорость до 295 км/ч.

«Черный ястреб» Сикорского

UH-60 — вертолет 21 века, хотя и сконструировали его 40 лет тому назад. Его грузоподъемность равна 1500 кг на борт и дополнительно берет 4 т на внешнюю подвеску. Вместимость — 14 человек.

Сегодня созданы еще и базовый UH-60 для сухопутных целей и пара противолодочных моделей — SH-60F («Океанский ястреб») SH-60B («Морской ястреб»). Еще семейство включает линейку палубных, санитарных версий, аппаратов для военных операций и огневой поддержки.

Также UH-60 используют в качестве штабного транспорта для чиновничьего аппарата высшего ранга.

Apache от «Боинг» — герой спецоперации «Буря в пустыне»

Культовая модель стала прообразом многих боевых вертолетов современности. Его регулярно используют военно-воздушные силы Израиля.

На Boeing AH-64 предусмотрена установка противотанковых ракет Hellfire (16 шт.), комплексов «Стингер» (позволяют вести воздушный бой) и автопушки.

«Хьюи» — звезда военных действий во Вьетнаме

«Ирокез» использовался армией США для доставки военных, боеприпасов, продуктов питания, эвакуации раненых. За все 11 лет, на протяжении которых длилась вьетнамская война, на счету «Хьюи» рекордные 36 млн вылетов.

Характерной чертой этой военной машины является абсолютное отсутствие брони. И потери составили всего 1 шт. на 18 вылетов.

МИ-24 — герой Афгана

«Крокодил» — это транспортно-боевой аппарат, впервые поднявшийся в небо в 1969 г. Данный вертолет — гибрид, он создавался по принципу «летающая БМП». МИ-24 лишен возможности взлетать с места, а огромные пилоны — не что иное, как крылья.

Уникальность «Крокодила» еще и в том, что эта тяжелая бронированная машина является одним из наиболее скоростных вертолетов во всем мире (разгон — до 320 км/ч).

МИ-24 участвовал в боевых сражениях на Памире, Кавказе, в Экваториальной Африке и азиатских пустынях. Особую славу этот вертолет получил после войны в Афганистане, став настоящим героем тех времен.

Еще МИ-24 — это единственный в мире летательный аппарат, которому удалось сбить в воздушном сражении боевой самолет-истребитель F-4 (он же «Фантом»).